Архиепископ Ефрем принял участие в конференции «Место психологии в духовном образовании»

22 марта 2021 года на базе Российского православного университета прошла конференция «Место психологии в духовном образовании».
Мероприятие было организовано РПУ совместно со Сретенской духовной семинарией при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви.
Для участия в конференции был приглашен архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем.

Среди участников конференции – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания В.И. Слободчиков, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Лариса Филипповна Шеховцова, епископ Каменский и Камышловский Мефодий (Кондратьев), заведующий кафедрой пастырского душепопечения Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов, кандидат философских наук, протоиерей Николай Емельянов, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова Борис Сергеевич Братусь, кандидат богословия, доцент, проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов.

Доклады спикеров конференции были направлены на обсуждение актуальных вопросов психологии в пространстве духовного образования и пастырской деятельности. В рамках конференции были рассмотрены различные подходы и взгляды в преподавании психологии лицам духовного образования, определено проблемное поле взаимодействия пастырства и психологии, а также поднят вопрос о месте психологии в пастырском душепопечении. Обсуждение затронутых участниками заседания вопросов проходило как после каждого выступления, так и в завершении работы конференции. Наряду с главной темой в рамках дискуссии были рассмотрены и актуальные проблемы христианской психологии.

Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем представил вниманию участников конференции сообщение об опыте Хабаровской духовной семинарии по внедрению психологии в образовательный процесс, в его бытность первым проректором. Несмотря на привлечение к преподаванию ректором ХДС профессиональных психологов, эксперимент в целом показал, что данная дисциплина не должна доминировать в учебном процессе, а знания из области христианской антропологии и святоотеческие творения дают гораздо больше знаний о человеке. Владыка Ефрем высказал мнение, что психология может преподаваться в семинариях для знакомства будущих пастырей с сильными и слабыми сторонами психологии, а на уровне бакалавриата в объеме не более одного семестра, как, например, сравнительное богословие или история религий.

Также владыка обратил внимание на содержание одной из молитв Литургии святителя Василия Великого, совершаемой Великим Постом:  «Благоволи убо, Господи, быти нам служителем новаго Твоего Завета, слугам святых Твоих Таинств. Приими нас, приближающихся святому Твоему жертвеннику, по множеству милости Твоея, да будем достойни приносити Тебе словесную сию и безкровную жертву о наших согрешениих и о людских невежествиих…» Как епархиальный архиерей, архиепископ Ефрем сказал, что именно таких служителей, прежде всего, необходимо готовить в духовных семинариях.

Резюмируя в своём выступлении основные итоги работы конференции, протоиерей Вадим Леонов обобщил высказанные ее участниками идеи: «Три дисциплины мне кажутся очевидно полезными в пространстве духовного образования. Первая – это история психологии, где православный профессионал изучит психологию в генезисе и в апологетическом ключе, который разведет сильные и слабые стороны учений и покажет внутреннюю противоречивость и пользу со стороны этих концепций. История философии излагается именно таким образом. Второе направление, которое необходимо в рамках семинарского курса – пастырская психиатрия, чтобы квалифицированно определять наличие психиатрического отклонения и взаимодействовать с психиатром в том, чтобы оказывать необходимую компетентную помощь конкретному человеку. Последнее – основы педагогики, где педагогика -– это проекция психологического учения в реальную практику. Наработанный педагогический материал крайне важен для будущих пастырей. Более тонкие и сложные методики пока вводить преждевременно, и данные темы должны стать обсуждением на конференциях подобного рода и научных семинарах, где профессионалы честно смогут поговорить друг с другом. Самым существенным в пастырском образовании я считаю необходимое теоретическое и практическое освоение аскетического наследия Православной Церкви. В этом ключ решения огромного количества современных пастырских и общецерковных проблем».

Запись конференции «Место психологии в духовном образовании» доступна на официальном YouTube-канале РПУ.