Архиерейское служение в праздник Преображения Господня

19 августа. ЕАО, Биробиджан. В великий двунадесятый праздник Преображения Господня в храмах и приходах Биробиджанской епархии прошли торжественные богослужения. Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе возглавил Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, в сослужении клириков собора. За литургией молились и сестры Свято-Иннокентьевского женского монастыря села Раздольное.

Из Господских двунадесятых праздников Преображение — самый поздний по времени установления. Условна сама его дата: согласно евангельской истории, событие Преображения открывало путь Христа в Иерусалим, чтобы добровольно пострадать за жизнь мира, то есть Преображение состоялось вовсе не летом, а весной.

На «святой горе» (2 Петра 1. 18) апостолы Петр, Иаков и Иоанн услышали голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…» — это те же слова, что прозвучали при Крещении Христа на Иордане. Согласно Евангелию от Луки, Спаситель взошел на гору помолиться (Лк. 9. 28). Позднее те же Петр, Иаков и Иоанн окажутся рядом со Спасителем во время другой его молитвы — в Гефсиманском саду, и так же «не будут знать, что говорить/отвечать» (Мк. 9. 6 и Мк. 14. 40). Само наименование Господа Иисуса «Сыном возлюбленным» отсылает еще к одной горе — горе Мориа, где Авраам готов был принести в жертву своего сына, Исаака. Исаак назван в еврейском тексте книги Бытия «единственным» (по-славянски это бы звучало как «единородный»), но в Септуагинте это передано как ἀγαπητός, «возлюбленный». По благоволению Отца Возлюбленный Сын приносит Себя в жертву за весь мир, и указание на это пронизывает евангельскую историю — от начала проповеди Христовой (открывшейся Крещением), через путь на Страсти (начавшийся в Преображении) и до самого восхождения на Крест.

Однако у этого праздника имеется и другая, народная сторона: в этот день освящают первые плоды нового урожая: прежде всего, виноград, но также и яблоки, и прочее.

Традиция освящать первые плоды того или иного урожая — очень древняя. Она восходит к Ветхому Завету. Ветхозаветному священству не были выделены собственные поля и виноградники, в отличие от представителей других колен Израилевых. Оно должно было полностью посвятить себя молитве за народ. А народ в ответ обязан был отдавать священникам десятину от всего, что вырастил. Первые же плоды каждого из видов урожая приносились прямо в Храм в Иерусалиме.

Эта же практика — отдавать первые плоды в церковь — отражена в раннехристианских памятниках, то есть она не была отменена в апостольскую эпоху, в отличие от множества других ветхозаветных установлений.

Позднее, уже в византийскую эпоху, в Константинополе установился обычай, чтобы в день Преображения император обязательно посещал свой личный виноградник, чтобы принести Богу первые плоды, поскольку император стоит во главе всего народа.

По окончании праздничной службы в церкви император и его свита, в торжественной процессии, поднимались на борт специального великолепного дромона (корабля) и отправлялись в императорский виноградник, где и совершался чин освящения плодов.

Молитва на освящение винограда указывает, что есть у этого действия и таинственная сторона — ведь из винограда делается в том числе вино для Евхаристии: «Благослови, Господи, плод сей лозный новый…. приносити Тебе Дар во очищение грехов Священным и Святым Телом Христа Твоего».

Архиепископ Ефрем поздравил всех участников богослужения с праздником Преображения Господня, Яблочным Спасом, и пожелал дабы вкушение освящённых плодов давало настоящую духовную радость: «Нам важно помнить, что центром духовной жизни христианина является Христос. О нем прикровенно говорил Ветхий Завет, он явно открылся в Новозаветное время, показал людям славу свою в той мере, в какой они могли видеть и вместить. Участвуя в церковных обрядах, мы помогаем себе постоянно помнить о Боге и приобщаться к Его благодати. Вкушая освященные плоды, будем радоваться о Христе и держаться Его, не убегая от Него в трудностях и забвении».