По благословению епископа Биробиджанского и Кульдурского Луки

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20)

В 1897 году была проведена первая всероссийская перепись населения. Первоисточники сообщают: «В Верхне-Хинганском горном округе местные тунгусы переписаны по реке Большой Бире и ея притокам. В улусе Биринская Ярмарка оказалось 16 хозяйств в 55 душ». Задолго до появления железнодорожной станции Бира данную местность под названием «Биринская Ярмарка» посещали миссионеры Благовещенской епархии, во главе с иеромонахом Палладием.
Инфантьев в книге 1912 года «Новый край» пишет: «К северу Амурской области, скуп пушнины производится на инородческих собраниях — ярмарках (сугланах). Но сюда же …приезжают и миссионеры священники для исполнения треб, так как почти все инородцы считаются христианами. Здесь совершается крещение родившихся в течение года, служение панихид по умершим, исповедь, причастие и венчание. Причём венчание совершается обыкновенно под открытым небом посередине тайги… Десятка два брачующихся пар становятся в ряд и священник всех их венчает разом, водя вокруг кедра…
В Амурской области такие сугланы происходят на Чекундинском складе по р.Бурее и в селении Катон по реке Бире».
«Благовещенския Епархиальныя ведомости» в №10 за 31.05.1903 г. в Неофициальном отделе на стр.248 сообщают:
«В деле устной проповеди и совершения богослужения у инородцев в отчётном году трудились …начальник Благовещенской духовной миссии — иеромонах Палладий, 14 миссионеров-священников, 10 псаломщиков и 5 катехизаторов… Каждый… миссионер находящийся в его ведении инородческия поселения и стойбища посетил в отчётный год не менее двух раз.
При объездах своих миссионеры некрещёным инородцам проповедовали истины спасения…, бучали же молитвам, объясняли заповеди… Обходили все юрты крещёных инородцев и окропляли их святою водою…».
Так продолжалось до 1912 года, когда началось возведение Бирской Православной Железнодорожной церкви и был совершён перевод священнослужителей на станцию Бира, о чём сообщили «Благовещенския Епархиальныя ведомости» за №6-7 от 15.03.-01.04.1912г. на стр.69: «Притч (в полном составе своём) церкви ст. Ерофей Павлович, западной части новостроющейся Амурской ж/д, резолюциею Его Преосвященства от 28 февраля 1912г. за № 720, перемещён на станцию Бира, Восточной части дороги».
Первым исполняющим обязанности псаломщика церкви Биры был Пантелеймон Стеблин, служивший до 6 января 1912 года во Владивостокской епархии. Он же, уже 3 марта того же года, был переведён из Биры в церковь станции Ин, о чём читаем «Благовещенския Епархиальныя ведомости» №8-9 15.04.-01.05.1912г., стр.95.: «Исполняющий должность псаломщика ст.Бира — Пантелеимон Стеблин, резолюциею…, от 3 марта сего года, за №806, перемещён и.д. псаломщика на ст.Ин, а вместо него на ст.Бира назначен исполняющий должность псаломщика проживающий в деревне Любатова, Веденской волости, Приморской области, Иаков Доманюк».
В обязанности «разъездного железнодорожнаго притча» входило обслуживание населения из близлежащих железнодорожных посёлков данного «благочинническаго участка». Имена псаломщиков Бирского разъездного притча сообщают «Благовещенския Епархиальныя ведомости» №22, от 15.11.1912г., стр.219: «…На вакантное место псаломщика разъездного притча ст. Биры, Восточнаго участка Амурской ж/д…, резолюциею Его Преосвященства от 23 октября сего года, за №3196, определён и.д. псаломщика запасной младший унтер-офицер, происходящий из крестьян деревни Дубенок, Ардатовскаго уезда, Симбирской губернии, Кондратий Максимов Гальчин. Псаломщик разъездного притча ст.Бира,… Иаковъ Доманюкъ, согласно просьбы его… от 19 октября сего года, от занимаемой им должности псаломщика уволен». Причём, разъездной притч станции Биры был включён в состав VIII благочинническаго участка.
После введения в действие Бирской железнодорожной церкви, начались службы и исполнение треб, стали вестись Бирские Метрические книги. Первая запись в таковой была сделана 17 мая 1912 года, когда было совершено таинство крещения над некой Марией Озеревой: «…родилась 4 апреля, крещена 17 мая — Мария. Родители: крестьянин Енисейской губернии, Канскаго уезда, Устианской волости, того же и села — Парфирий Михайлович Озерев и жена законная — Наталия Христофоровна, оба православнаго вероисповедания…» Записи вёл Иеромонах Феодот, в миру бывший Феодотом Ильюшенковым.
Благодаря сохранившимся бирским метрическим книгам, мы сейчас имеем хорошее представление о проживавших 100 лет назад людях в Бире. В книгах регистрировались новорождённые дети от родителей, приехавших со всей необъятной территории Великой Российской Империи, включая Польшу, Финляндию, Украину, Кавказ. Причём некоторые родители, пожелавшие окрестить своих детей в Бирской церкви, были как старообрядческого, так и Римско-католического, и даже магометанского вероисповедания! Всего за 1912 год (с июля) было окрещено 30 мальчиков и 32 девочки (всего 62 новорожденных). Записи вели: иеромонах Феодот и псаломщик Иаков Доманюк. С 23 октября исполняющим обязанности псаломщика стал Кондратий Гальчин.
Из Бирской метрической книги новорожденных за 1914г., мы узнаём, что у Кондрата родился сын: «…родился 25.03.1914 г. Гальчин Виталий, сын псаломщика ст. Бира Кондрата Максимовича и Татианы Иоановны, из крестьян Симбирской губернии, Ардатовскаго уезда, Лобаскинской волости, деревни Дубенок…»
«Благовещенския Епархиальныя ведомости» №24 15.12.1912г сообщают о сроках произнесения проповедей Феодотом: стр.213, 227: Список священнослужителям Благовещенской Епархии, коим назначается произнесение очередных проповедей в будующем 1913 году. …№110 священник иеромонах Феодот — 12 апреля, 28 июля, 24 ноября. …12 апреля, Великая пятница (за вечерней, после выноса святой Плащаницы);…28 июля, воскресенье, Неделя 8-я по Пятидесятнице;…24 ноября, воскресенье, Неделя 25-я по Пятидесятнице….
Для обслуживания в религиозном отношении населения, разъездной железнодорожный причт станции Биры охватывал район от разъезда Биракан до станции Икуры включительно.
А в мае 1913 года появился «Бирский разъездной переселенческий притч», в обязанности которого входило обслуживание посёлков вне линии железной дороги. Правда, осенью того же года притч из посёлка Биры переехал в село Александровку — нынешний Бирофельд. Из приказов по епархии: «Священник села Благословеннаго, Амурской области, Вениамин Пошивалов, согласно прошению, резолюциею Его Преосвященства, от 22 сентября сего года за 2667, перемещён на должность священника разъездного переселенческаго притча Биры, ныне Александровки, Амурской области,… Псаломщик церкви села Доле-Троицкаго, Амурской области, Симеон Симилейский, согласно прошению, резолюциею Его Преосвященства, отъ 22 сентября сего года за №2124, перемещён на должность псаломщика разъездного переселенческаго посёлка Биры причта, ныне села Александровки , VIII благочинническаго участка, Амурской области». Иногда этот притч назывался «Вторым Бирским переселенческим приходом».
Тем временем, в Бирской ж/д церкви всего окрещено за 1913 год было 87 мальчиков и 111 девочек. Итого — 198 детей. Потрясающая рождаемость для Биры и ближайших железнодорожных пунктов!
«Благовещенския Епархиальныя ведомости» №24; 15.12.1913г. стр.109: Список священнослужителей Епархии, коим назначается произнесение очередных проповедей в будующем 1914 году…№109 Иеромонах Феодот 27 апреля, 22 июня, 12 октября 1914г.…27 апреля, воскресенье; неделя 4-я «О расслабленном»; 22 июня, воскресенье; неделя 4-я «по Пятидесятнице»; 12 окт., воскресенье; неделя 20-я «по Пятидесятнице».
За 1914 год Бирской церковью было окрещено 86 мальчиков и 87 девочек (итого — 173 ребёнка). Книгу вели: иеромонах Феодот и псаломщик (с 17 сентября 1914 года) Степан Дрожжин. Бирской метрической книге за 1912 год имеется запись, что 20.10.1912 г. у крестьян Стефана Андреевича Дрожжина и его законной жены — Парасковии Андреевны — приехавших в Биру из Томской губернии, Мариинскаго уезда, Таженно-Вершинской волости, дер. Рождественка, родился сын Димитрий. Очень скоро Степан Дрожжин стал очередным псаломщиком церкви Станции Бира.
Всего за 1915 год было окрещено: 82 мальчиков и 83 девочки (итого — 165 новорожденных)».
С 30 апреля псаломщиком был Иван Казаковский, с ноября — Савва Дворниченко, который прибыл в Биру из Черниговской губернии, Глуховского уезда, Ямпольской волости и того же местечка.
«Благовещенския Епархиальныя ведомости» за 15.06.1915г. сообщали о приезде в Биру «владыки»: «Маршрут поездки Преосвященнейшаго Евгения, Епископа Приамурскаго и Благовещенскаго для обозрения приходов Епархии:…13 июля ст.Бира. Молебен … При поездке Владыку сопровождают: ответственный Епархиальный наблюдатель, священник Е. Добротворский, ответственный Протодиакон, два ипподиакона и три певца. В посещаемых местах Владыка имеет обозревать храмы, часовни и школы». Далее сообщалось, что «…Его Преосвященством награждены: 2 сентября 1915 г., за усердное и полезное служение Церкви Божией набедренниками: … состоящий в должности священника разъездного притча на ст.Бира … Иеромонах Феодот».
«Благовещенския Епархиальныя ведомости» №8-9 01.05.1916 г. сообщили, что «… Крестьянин Вукол Палиоха, согласно Прошению, резолюциею Его Преосвященства от 28 марта сего года за №1306 допущен к исполнению обязанностей псаломщика при церкви станции Бира…» Он был родом из Амурской области, Ивановской волости, села Константиноградовскаго, где и начал свою службу как псаломщик.
Не обошлось и без конфуза. Ещё «Благовещенския Епархиальныя ведомости» №15 от 15.08.1907 г. рассказывают о беседе Вукола Палиоха с Епископом: «Псаломщик Вукол Палиоха сын крестьянина обучался в одноклассно-церковно-приходской школе. На псаломщической должности 6 лет… Преподав благословение Владыка посетил на малое время дом священника где испытывал псаломщика в сознательном чтении псалмов. Псаломщик отвечал несколько разсеянно и показал себя мало развитым человеком…» «Благовещенския Епархиальныя ведомости» №23 от 01.12.1916 г. сообщает об уходе Вукола: «Резолюциями… от 5 декабря за № 4030, крестьянин Вукол Палиоха, освобождён от исполнения псаломщика при церкви ст. Бира, …и к отправлению этих обязанностей допущен, …крестьянин Никифор Александров»
«Благовещенския Епархиальныя ведомости» №2 от 15.01.1917г. сообщили, что «от 3 января 1917 года за №17, в виду того, что церковныя причты на станциях Ам. ж/д Ин, Бира и Облучье в настоящее время получают содержание как железнодорожные, то отпуск средств на содержание означеных причтов как разъездных, из кредита переселенческаго Управления с 1 января 1917 года прекращается и наличный состав причтов остаётся на тех же станциях на содержании от Управления железной дороги…»
Далее, происходили страшные события. Газета «Благовещенския Епархиальныя ведомости» была закрыта большевиками. Но Бирская церковь ещё продолжала действовать! И, лишь «Тихоокеанская Звезда» за 29.01.1930 г. сообщает: «ЗАКРОЕМ ЦЕРКВИ, СОЗДАДИМ НОВЫЕ КЛУБЫ И ШКОЛЫ. Собрание женщин ст. Бира единогласно вынесло постановление о закрытии церкви и передачи её под клуб. Бирская жен-организация призывает всех остальных женщин энергичнее бороться за передачу поповских хором на культурные нужды».
С женщинами, конечно же, никто спорить не стал. Сразу после закрытия церкви, верующим прихожанам удалось спасти некоторую утварь и несколько икон от уничтожения. Старожилы посёлка рассказывали, что в здании бывшей церкви какое-то время действовал «Дом пионеров», который, тоже был закрыт. Однако, около бывшей церкви собирались люди и продолжали молиться, что сильно раздражало местных коммунистов. И в 1942 году деревянное здание церкви неожиданно… сгорело. Причём, огнём были уничтожены одновременно все церкви на нынешней территории ЕАО и все сгорели почти одновременно. Местные власти, чтобы успокоить народ, объявили, что Бирскую церковь поджёг какой-то умалишённый молодой человек. Его тело, вскоре, было найдено в петле, за чертой посёлка. Было объявлено, что это являлось самоубийством «поджигателя». Но, на самоубийство это совсем не было похоже…
Надо заметить, что в Бире ещё проживают некоторые её жители, которые помнят Бирскую церковь. Это Красковский, Татиана Чугунова, Иван Смородинов, Павел Власов, Иван Мартюшев. Очень жаль, что здание церкви, построенное из отборного лиственничного бруса не сохранилось…
Александр Белый