Евангелие о покаявшемся Закхее – первый вестник приближающегося Великого Поста

18 февраля. ЕАО, Биробиджан. В нынешнем году на Неделю 37-ю по Пятидесятнице и попразднство Сретения Господня выпадает назначаемое церковным Уставом евангельское чтение о Закхее мытаре, которое является первым знаком приближающегося Великого Поста. За пять недель до Великого Поста в каждом православном храме верующим напоминается о великой силе покаяния на примере Закхея:

«Иисус проходил через город Иерихон. В этом городе жил богатый человек по имени Закхей, старший над сборщиками налогов. Он старался увидеть Иисуса, но не мог из-за толпы, так как был мал ростом. Побежав вперёд, он взобрался на сикомор, чтобы увидеть Иисуса, так как Христос собирался пройти той дорогой. Когда Иисус пришёл на то место, Он взглянул наверх и, увидев Закхея, сказал: «Закхей, поскорее спускайся вниз, потому что Я должен остановиться сегодня в твоём доме». Закхей поспешил спуститься и с радостью оказал Ему гостеприимство. И все, видя это, стали жаловаться: «Он остановился у грешника». Но Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину своего состояния я отдам бедным, и если я обманул кого в деньгах, то заплачу вчетверо больше!» Иисус сказал ему: «Сегодня спасение пришло в этот дом, потому что и этот человек—сын Авраама. Сын Человеческий пришёл, чтобы найти и спасти погибающих» (Лк. 19, 1-10).

Святитель Николай Сербский предлагает такое изъяснение этого чтения из Евангелия: «Кто хочет увидеть Христа, духом должен подняться высоко над природой, ибо Христос выше природы. Высокую гору легче увидеть с холма, чем с равнины. Закхей был мал ростом, но, объятый желанием видеть Христа, влез на высокое дерево.

Кто хочет встретиться со Христом, должен очиститься, ибо встречается со Святым Святых. Закхей был запачкан сребролюбием и жестокосердием, но, встретив Христа, поспешил очиститься покаянием и делами милосердия.

Покаяние есть оставление всех путей распутства, которыми ходили ноги человека, его мысли и желания, и обращение на новый путь, путь Христов. Но как покаяться грешному человеку, когда он в сердце своем еще не встретился с Богом и не устыдился себя? Прежде чем малорослый Закхей увидел Христа очами, он встретился с ним в сердце своем и устыдился всех путей своих.

Покаяние есть боль от самообмана, которым грешный человек долго себя убаюкивал, долго-предолго, а именно – до того момента, пока не почувствовал боль от самообмана. Но сама эта боль ведет к отчаянию и самоубийству, если с нею не связан стыд и страх Божий. Лишь тогда эта боль от самообмана не гибельна, но целительна. Блаженный Августин сперва ощутил гибельную боль от самообмана, которая убила бы и душу его, и тело, если бы ее быстро не догнали стыд и страх Божий.

Покаяние есть неожиданное видение своей проказы и вопль о лекарстве и враче. Когда темноволосый человек долго не смотрит на себя в зеркало, затем неожиданно встанет перед ним – а он весь седой! Так и не покаявшийся грешник долго думает и утверждает, что его душа здорова и безгрешна, пока однажды у него неожиданно не прорежется духовное зрение и он не увидит, что душа его вся в проказе. Но как увидеть свою душевную проказу, не смотря в зеркало? Христос является тем зеркалом, в котором каждый видит себя таким, каков он есть. Сие единственное зеркало и дано человечеству, чтобы все люди смотрели в него и видели, каковы они. Ибо во Христе как в наичистейшем зеркале каждый видит себя больным и уродливым, и еще видит свой прекрасный первоначальный образ, каким он был и каким опять должен бы стать. И грешный Закхей, снаружи здоровый и видный, узнав о Господе нашем Иисусе Христе, обнаружил в самом себе страшного прокаженного и страшную боль, для которой не было врача на земле, кроме Иисуса».

В Благовещенском кафедральном соборе клириками Биробиджанской епархии иеромонахом Даниилом (Пастуховым), иереем Евгением Четверговым, иереем Димитрием Шевченко и иеродиаконом Николаем (Былковым) совершена Божественная литургия. В завершении богослужения иеромонах Даниил поздравил всех с воскресным днём, а причастников с принятием Святых Христовых Таин. Он отметил, что человеку необходимо всю свою жизнь обращаться ко Господу и просить об исцелении от грехов, приступать к великим Таинствам Церкви и, подобно мытарю Закхею, радоваться каждой встрече с Господом.

Фото: пресс-служба Биробиджанской епархии.