Официальный сайт Биробиджанской епархии Русской Православной Церкви

По благословению архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема

 Телефон для связи с Епархией: 8-800-101-28-51

Телефон для связи с Епархией: 8-800-101-28-51

В Еврейской автономной области иеромонах преподает в школе отдаленного райцентра информатику.



ОБРАЗОВАНИЕ Александр Филимоненко, ЕАО. Кого удивит сегодня появление священника в учебном заведении? В среднюю общеобразовательную школу пограничного села Амурзет в Еврейской автономии отец Спиридон приходит точно по расписанию, поскольку ведет здесь уроки. Преподает иеромонах отнюдь не основы религиозной культуры и светской этики, как вы могли подумать, а… информатику!

«Я всегда говорю детям, что открыт для всех. Я — человек прежде всего, а потом уже учитель»

Закавыка со старославянским

При бронировании номера в сельской гостинице администратор невзначай поинтересовалась: мол, по какому делу к нам? Узнав, что корреспондент едет в гости к местному священнику, обрадовалась: «Батюшка — человек хороший, он наш, амурзетский».

Неисповедимы пути Господни, — улыбается отец Спиридон, в миру Юрий Абрамов. — В 11 классе я поспорил с учителем истории, что поступлю в Биробиджанский пединститут. Сделал это легко. В 1998 году меня приняли на бюджетное обучение по специальности «учитель русского языка, литературы и истории». Отучился один курс и бросил — никак не мог сдать экзамен по старославянскому. Ну не давался он мне! Кто мог знать, что через десяток лет я буду вести службу на церковнославянском?

Уйдя из института, Юрий Абрамов работал и учился заочно в юридическом колледже. В 2000-м неудавшийся филолог и историк начал вести уроки информатики в соседнем селе Благословенном. Через два с половиной года перешел в родную амурзетскую школу. Потом получил-таки диплом о высшем педагогическом образовании.

Летом 2012-го в селе Амурзет узнали, что школьный учитель Абрамов стал священнослужителем и был рукоположен в дьяконы. Год спустя его посвятили в иереи.

Завоевать доверие

К учителю, принявшему сан, земляки относятся по-разному.

— С теми из педагогов, кто ближе к храму, ничего не изменилось в отношениях, они по-прежнему дружеские. Некоторые меня даже батюшкой называют, совета просят, — говорит отец Спиридон. — Другие коллеги стали сторониться. Раньше, бывало, в гости приглашали, а теперь, наверное, не знают, как себя вести со мной. А ведь я остался тем же. Просто есть некие ограничения. Я, например, не пойду танцевать. Но посидеть, поговорить по душам нам ничего не мешает.

В селе со священником люди тоже ведут себя двояко. Батюшка признается, ч т о некоторые сверстники, бывшие однокашники, с трудом воспринимают его в новом качестве: «Как я пойду к нему за духовным советом, если я помню, каким он раньше был?»

Ученики тоже разделились. Одни, здороваясь, называют учителя строго по имени-отчеству — Юрием Николаевичем, другие — батюшкой, отцом Спиридоном.

— Я всегда говорю детям, что открыт для всех. Я — человек прежде всего, а потом уже учитель. Ты должен выслушать ребенка, а не бегать от него со словами: «Ой, мне сейчас некогда». Вы спросили, почему некоторые ребята пожимают мне руку при встрече. В этом нет никакого панибратства. Большая часть учеников — мои крестники, дальние родственники, дети моих друзей и хороших знакомых. Многих я знаю с рождения. Такова сельская специфика. Что принято делать верующему при встрече со священником? Нужно сложить ладони лодочкой, получить благословение и потом поцеловать ему руку. Я попросил ребят, давайте в школе и на улице обойдемся без этого. Будем просто по-му жески пожимать рук у, — объясняет иеромонах.

Дел невпроворот

Отец Спиридон является настоятелем трех приходов и благочинным Екатерино-Никольского и Михайло-Семеновского округов в ЕАО, возглавляет епархиальный миссионерский отдел. Кроме того, он учится в Московской духовной академии, создает в Амурзете молодежный казачий центр и мечтает установить памятник православным корейцам, основавшим село Благословенное. История этого населенного пункта стала темой ряда курсовых работ отца Спиридона.

Если в Октябрьском районе ЕАО на дороге вы встретите священника, то не откажите ему в помощи — иеромонах Спиридон ведет службы в трех селах и, случается, опаздывает на рейсовый автобус.

Монах в классе

Приняв сан, отец Спиридон стал приходить в школу в облачении священника.

— Черный подрясник, наперсный крест, скуфейка на голове. Поначалу это не вызывало нареканий. В 2016-м меня постригли в монахи, которые вообще светскую одежду не носят. И вдруг пошли звонки из областного комитета образования новому директору школы: «Разберитесь!». Мы поговорили. Разве я не строго одет? У нас в школе принят деловой стиль, но молодые учителя, например, не всегда его соблюдают. А у меня традиционное русское длинное одеяние. Предки такое носили, и я буду. Чиновники письмо владыке написали. Но в законе об образовании нет никаких ограничений для священников. Мы договорились, что на работу я буду приходить в облачении, а уроки вести в мирской одежде. Конфликт был исчерпан. По большим церковным праздникам провожу занятия в облачении. Честно говоря, в светской одежде себя как будто голым чувствую, — улыбается иеромонах.

Отец Спиридон сейчас преподает в 7—8-х классах. Он давно заметил: если вести урок в облачении, то поведение детей заметно меняется к лучшему. Они становятся серьезнее. Что-то их удерживает от дурных поступков.

— Сложный период — переходный возраст, — вздыхает учитель. — Дети как с ума сходят, самый прилежный ученик может скатиться в двоечники.

Долгий путь

— Крестился я лишь в 26 лет, — рассказывает отец Спиридон. — Семья у нас была нерелигиозная. С седьмого класса я стал интересоваться верой в Бога. Храма в селе не было, а о православном приходе в селе Никольском я не знал. Искал литературу, смотрел телепередачу «Слово пастыря», которую вел тогда митрополит, а ныне святейший патриарх Кирилл. В 2000 году в Октябрьском районе, наконец, появился священник. Мы стали общаться — я задавал ему вопросы, помогал осваивать компьютер и интернет. Наши семьи крепко сдружились. Только в 2007 году я понял, что готов принять крещение. Окончательно меня подвигло на такой шаг участие в финальном этапе строительства амурзетского храма в честь пророка Илии. Я крестился осознанно, пройдя долгий путь. Некоторые, приняв крещение — потому что так принято, — забывают дорогу в храм. Иных родители крестят во младенчестве, но они потом ни дня не живут церковной жизнью. Верующему учителю посоветовали получить второе высшее — духовное образование и дали направление в Хабаровскую семинарию.

— Владыка Иосиф благословил на заочное обучение, — вспоминает отец Спиридон. — И опять первый курс я не окончил. На зимнюю сессию меня отпустили с работы, а на летнюю — нет.

Тогдашняя директор школы заявила учителю: «Мне попы здесь не нужны!» Пришлось оставить учебу. Через год он восстановился в семинарии, но стал действовать по другому — на время сессии брал отпуск за свой счет. Больше подобных препятствий на работе не возникало.


Российская газета