15 февраля – великий двунадесятый праздник Сретения Господня

15 февраля. ЕАО, Биробиджан. В великий праздник Сретения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в храмах и приходах Биробиджанской епархии прошли торжественные богослужения.

Сретение Господне является одним из двенадцати праздников, повествующих о земной жизни Богородицы и Иисуса Христа. По традиции, его отмечают через 40 дней после Рождества Христова. Праздник неизменно выпадает на 15 февраля (2 февраля по старому стилю). По преданию, именно в этот день Богородица принесла младенца Иисуса Христа в Иерусалимский храм, чтобы посвятить его Богу.

На церковнославянском языке слово «сретение» означает «встреча». Это и объясняет основной смысл праздника – встреча, сближение с Господом. Христиане считают, что подобную встречу переживает каждый верующий, например, когда впервые приходит в храм. Считается, что с этого момента человек вступает на праведный путь, ведущий к спасению его души.

Есть и еще одна трактовка, которая дополняет общий смысл Сретения Господня. Этот важный древний праздник символизирует момент, в котором сходятся Новый и Ветхий Завет.

Сретение Господне стали отмечать еще в IV веке. История праздника связана с преданием о жизни Иисуса Христа и его матери, Девы Марии. Спустя 40 дней после Рождества Христова Богородица и Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу. На пороге обители Святое семейство встретил старец Симеон, которого позднее стали называть Богоприимцем. По легенде, он ждал встречи со Спасителем почти 300 лет.

Много лет назад Симеон служил переводчиком в храме. Однажды он трудился над ветхозаветной книгой пророка Исаи и прочел в ней загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Не «дева», а «жена», подумал переводчик, и хотел исправить древний текст. Но ему явился Ангел и возразил: никакой ошибки тут нет. Симеон не поверил ему, и Ангел сказал, что тот не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно.

Праведный старец жил очень долго – около трехсот лет. В какое-то время ему наскучило земное существование, и он с нетерпением ждал исполнения Божьей воли. После встречи с Иисусом Христом старец Симеон наконец обрел покой. Свидетельницей той встречи стала пророчица Анна, благочестивая вдова. Узнав, что на свет появился Спаситель, она возвестила людям о его приходе.

Самая первая икона Сретения Господня появилась в V веке в католическом соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме. На древней мозаике изображена сцена в Иерусалимском храме: Дева Мария с Младенцем на руках, Иосиф Обручник и встречающий их старец Симеон.

С IX века на православных иконах Сретения стали изображать образы пяти святых. В центре композиции была Дева Мария, держащая на руках Иисуса Христа. Рядом с ней изображен старец Симеон, согнувшийся в поклоне перед Младенцем. На некоторых фресках и иконах Богоприимец держит Спасителя на руках и получает его благословение. Чуть позади Богородицы изображен Иосиф Обручник с белыми голубями, а справа – пророчица Анна со свитком в руке.

етение считается Господским праздником, то есть посвящается Иисусу Христу. Однако в первые века в этот день было принято почитать Богородицу. По современным канонам церкви, Сретение сочетает в себе черты как Господского, так и Богородичного праздников.

Традиционно на Сретение Господне в храмах проводится торжественная литургия. Двойственность праздника повлияла и на облачения священников. Они могут быть и белыми, как в Господские праздники, так и голубыми, как в Богородичные.

По окончании праздничной службы в храмах было прочитано обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА по случаю празднования Дня православной молодежи, который празднуют именно в этот день.

«Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с сугубым торжеством: с праздником Сретения Господня, а также с Днем православной молодежи.

Ныне Церковь прославляет принесение Богомладенца Иисуса во Иерусалимский храм и вспоминает Его встречу с праведным Симеоном и пророчицей Анной, в образе которых святые отцы традиционно видят олицетворение всех людей, от начала времен ожидавших прихода в мир Спасителя. В чем духовный смысл этого праздника? Вечный, но во человечестве юный Бог встречается с пресыщенным днями старцем, готовящимся к переходу в Вечность. Встречается, чтобы, как поется в кондаке праздника, руце Симеона благословить, якоже подобаше, предварив. Прежде Своего выхода на служение людям Христос благословляет праведного старца, даруя ему отпущение из жизни временной и обновляя надеждой на чаемое вечное спасение.

Вы наверняка слышали выражение, когда о ком-то говорят, что у него «молодая душа». Но разве может душа стареть? Разве на нее распространяются законы физического мира? Да, душа стареет, но этих морщинок не видно глазу. Она дряхлеет тогда, когда теряет вечные смыслы бытия и утрачивает связь с Богом. Тогда человек вне зависимости от возраста чувствует душевную усталость и внутреннюю пустоту, которую не заполнить никакими внешними развлечениями и впечатлениями.

Без Бога все юное и по земным меркам молодое становится старым и духовно немощным. И напротив — в Боге человек обретает истинный смысл и волю к жизни, находит свое предназначение и начинает по-настоящему познавать себя. Ветхое земное обновляется лишь юной Небесной вечностью. К такому преображению непреходящему, духовному — к жизни нестареемой — все мы призваны стремиться.

Хотел бы пожелать каждому — и особенно нашим молодым братьям и сестрам во Христе — никогда не терять духовной бодрости и дорожить личными отношениями с Господом, поддерживая их поучением в слове Божием, исполнением евангельских заповедей и прежде всего — участием в спасительных Таинствах Церкви.Благословение Господа Иисуса Христа, Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение (тропарь Сретения), да пребывает со всеми вами».

Сюжет РИА Биробиджан.