Рождественское послание
Архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема священнослужителям, монашествующим и мирянам
Биробиджанской епархии Русской Православной Церкви
Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Вновь в мир приходит радость о рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Вновь мы собираемся в храмы для соединения с Ангелами в ликующем прославлении великой тайны Боговоплощения, ибо Рождество Христово – это событие, которое изумило даже Ангелов.
Рождество Христово – это праздник кротости и смирения Бога ради нас, это праздник нашей кротости и смирения ради Творца неба и земли. Зачем пришел Христос к людям? Что Он принес нам? Ответ на эти вопросы мы находим в Священном Писании: «Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12, 46-47). «Знаем также, — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да позна́ем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20). Таким образом, цель пришествия в мир на Христа ясно обозначена: Бог пришел к людям, чтобы мы жили во свете, стали мудры и жили вечно! Богочеловек, смиренный и тихий, кротко жил на Земле, не искал славы, убегал от богатства, учил о тихом и мирном, молитвенном житии. Он тайно родился в вертепе, чтобы не повредить свободе, чтобы не принудить нас Своим величием верить в Него, дабы вера для нас стала действительно свободой и освобождением.
Священномученик Илларион (Троицкий), архиепископ Верейский, говорит, что явление во плоти Бога было именно тайной, в которую нужно вдумываться: «То событие, которое теперь празднует весь христианский мир, оно прошло в свое время почти совсем незамеченным. Разве знал греко-римский мир, разве чувствовал даже мир иудейский, что где-то в пещере, в Вифлееме, Само Божество, воплотившись, соединилось «неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно» с естеством человеческим? Прошли не годы, а столетия до того времени, когда высокие умы стали богословствовать о воплощении и о его значении для человечества».
Христово Рождество – это напоминание нам о нашем призвании к небесному, ибо всё земное – тленно и преходяще. Рождество Бога человеком – это любовь, которая должна вызвать взаимность. На труд и снисхождение Бога к человеку необходимо ответить трудом и восхождением к Богу. Не для того Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16), чтобы мы жили по плоти, по плотским своим страстям и похотям, а для того, чтобы помочь нам избавиться от них. Для того Он приобщился немощам нашей человеческой природы, чтобы для нас, обложенных немощами плоти, быть верным Руководителем нашим к Небесному Отечеству. Пусть же песнопения и радость нынешнего праздника оживят в нас любовь ко Христу, дабы водимые Им, мы сохранились бы от соблазнов и дел тьмы. Как хочется, возлюбленные, чтобы наша душа сейчас исполнилась чувствами радости и мира, которые были у светоносных ангелов, славословивших рождённого Богомладенца, у Вифлеемских пастухов, пришедших поклониться Спасителю, у персидских волхвов, принесших Владыке мира золото, ливан и смирну.
Какие дары нам нужно принести в эти дни Спасителю мира? Святой праведный Иоанн Кронштадтский в слове на Новый год, сказанном в 1899 году, призывал людей к таким дарам: «Несите плоды правды и обновления нашему общему Творцу, создавшему нас для правды и нетления… От нас, разумных существ, требуется разумная жизнь; от нас, созданных на дела благие, требуется добродетельная жизнь и удаление от деяний, помышлений и желаний лукавых; от нас, растливших себя грехом, требуется жизнь обновлённая, при помощи обновляющей силы благодати Божией». Несомненно, именно такие дары от нас будут благоприятны Богу, поэтому, дорогие мои, постараемся сотворить наступивший 2024-й год временем нашего обновления к лучшему, разумному, добродетельному!
Благодарю каждого из вас за молитвы и труды! Пусть Господь Бог хранит всех во здравии и укрепит во благих делах и помышлениях!
Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский
Рождество Христово – 2024 г.