В рамках общероссийского Дня учителя, предлагаем нашим читателям пример настоящего просветителя и учителя для многих — святителя Иннокентия (Вениаминова), который почитается не только в церковном, но и в светском обществе.
В Православной жизни и истории Дальнего Востока имя митрополита Иннокентия (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 26 августа 1797 — 31 марта 1879) хорошо известно: первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. Наряду с последним считается основателем Благовещенска. С 5 января 1868 года митрополит Московский и Коломенский.
В октябре 1977 года прославлен в лике святых Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки. В 1994 году был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.
Оглядываясь на его обширные миссионерские труды, становится очевидным тот значительный вклад, который внёс этот великий человек в дело духовного и светского просвещения.
Будучи ещё священником, он 29 июля 1824 года был назначен миссионером (7 мая отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку. 45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг и дело просвещения в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.
Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы.
Одно из лучших его произведений, «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.), переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.
22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху для просвещения колошей.
8 ноября 1838 года отправился в Санкт-Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.
29 ноября 1840 года, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского; и 30 ноября возведён в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году были напечатаны «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат 16-летних наблюдений Иннокентия на Аляске.
В 1843, 1840 и 1850 годах совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукотку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова.
21 апреля 1850 года возведён в сан архиепископа. В 1858 году вместе с Николаем Муравьёвым отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.
В том же году приехав в станицу Усть-Зейскую, перенёс сюда епископскую кафедру. Позже Усть-Зейскую по инициативе святителя переименовали в станицу Благовещенскую, а затем — царским указом — в город Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По проекту Иннокентия и при его непосредственном участии в городе был заложен кафедральный собор (освящён в 1864 году) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, был также возведён архиерейский дом — комплекс из шести деревянных зданий. Летом 1862 года святитель прибыл в Благовещенск на постоянное жительство.
5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.
Скончался 31 марта 1879 года; погребён в Троице-Сергиевой лавре, рядом с могилой святителя Филарета (Дроздова) в церкви Филарета Милостивого в Патриарших покоях.
Одним из первых высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, благодаря чему был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь.
Почитание свт. Иннокентия в светском обществе
Памятники святителю Иннокентию установлены в Якутске, Магадане и Иркутске.
В Благовещенске в 2009 году установлен совместный памятник Николаю Муравьёву-Амурскому и святителю Иннокентию как основателям города. Первый же в городе памятник святителю Иннокентию — бронзовый бюст на гранитном постаменте, был установлен в 1998 году в переулке, носящем ныне его имя.
В селе Анга (Ангинское) Качугского района Иркутской области сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы святитель Иннокентий, сейчас в доме располагается музей святителя.
Теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий».
В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски.
10 декабря 1997 года в городе Южно-Сахалинске участок аллеи между улицей Комсомольской и центральной аллеей южного входа в городской парк получил наименование «Бульвар Святителя Иннокентия» в связи с празднованием 300-летия открытия Курильских островов русскими моряками.
В 2011 году учреждена медаль «За заслуги перед городом Благовещенском» — вторая по значимости муниципальная награда после звания почетного гражданина города. В центре медали — рельефное изображение графа Муравьева-Амурского и святителя Иннокентия.
22 апреля 1991 года Государственный банк СССР выпустил 150 рублёвую платиновую памятную монету посвящённую «250 лет открытия Русской Америки: Иоанн Вениаминов — миссионер и просветитель, XIX в.».
Труды и письменные наблюдения
Труды свт. Иннокентия на русском языке: «Указание Пути в Царствие Небесное», «Состояние православной церкви в Российской Америке» СПб., 1840.; «Записки об островах Уналашкинского отдела». СПб., 1840. «Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских, с присовокуплением российско-колошенского словаря, содержащего более 1000 слов, из коих на некоторые сделаны пояснения». СПб., 1846.; «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка». СПб., 1846; «Автобиографическая записка». М., 1886
«Письма (1823—1878 гг.)», собраны И. Барсуковым, 3 т. СПб, 1897, 1901; «Творения», три книги, собраны И.Барсуковым. М., 1886—1888; «Поучения постникам или говельщикам». М., 1888;
«Наставление высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу». Церковные ведомости. СПб., 1900; «Русская Церковь и дружба между народами» (Ж. М. П., 1959, № 11, стр. 50). «Журналы священника Иоанна Вениаминова». Составитель О.Д. Якимов. Якутск. 2005.
Труды на алеутском языке: «Указание Пути в Царствие Небесное», Синодальная Типография. Москва, 1840, 1899; «Святое Евангелие от Матфея», Синодальная Типография. СПб., 1840, 1896; «Начатки Христианскаго Учения» Синодальная Типография. СПб., 1840, 1893; «Две Притчи с Аткинского острова», рукопись, о. Атха, 1842.
Труды на тлингитском языке: «Замечания о Колошенском и Кадьякском языках в Типографии Императорской Академий Наук». СПб., 1846; «Указание Пути в Царствие Небесное — первая часть», Амер. Прав. Вестника. Ситха, 1901.
Дни памяти: 31 марта (13 апреля); Третья Неделя по Пятидесятнице — Собор Санкт-Петербургских святых; 6 (19) июля — Собор Радонежских святых; 10 (23) июня — Собор Сибирских святых; 23 сентября (6 октября) — прославление; 5 (18) октября — Собор Московских святителей.