Официальный сайт Биробиджанской епархии Русской Православной Церкви

По благословению архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема

 Телефон для связи с Епархией: 8-800-101-28-51

Телефон для связи с Епархией: 8-800-101-28-51

Житие и почитание

Святая Параскева родилась в 1890 году в селе Кочнево Оренбургской губернии в семье крестьянина Степана Кочнева. Она окончила сельскую школу, жила в доме с родителями и во время гонений на Русскую Православную Церковь прислуживала при храме родного села.

В 1932 году власти потребовали от ревностной церковницы, защищавшей храм от закрытия, чтобы она покинула село, и Параскева переехала в город Миасс Челябинской области. Здесь она устроилась сторожем при храме святого благоверного князя Александра Невского. Случившаяся размолвка с псаломщицей, нарушавшей, по мнению Параскевы, церковный устав, заставляет её уехать в село Вознесенское, где она активно трудилась при Вознесенском храме. Через год Параскева вернулась в Миасс в Александро-Невский храм, и ее выбрали членом церковной приходской двадцатки.

В 1937 году власти арестовали священника Александро-Невского храма, и прихожане стали искать другого священника. Но местные власти отказывали в регистрации любому, кого они находили. В связи с чем, Параскева предложила членам двадцатки написать жалобу во ВЦИК. Приехав в Москву 27 декабря 1937 года, она подала жалобу чиновникам ВЦИКа, а сама отправилась на прием к заместителю Местоблюстителя, митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой прислать им священника. Митрополит Сергий благословил ехать служить в храм Александра Невского, сидевшего в приемной и просившего места, священника. Из Патриархии они сразу же отправились на Казанский вокзал, где купили билеты, собираясь выехать в Миасс 30 декабря. Священник был родом из Бессарабии, отошедшей в то время к Румынии. Там жили его родители, все родственники, и он имел намерение переехать из Советской России на родину. В один из приездов в Москву он подал документы в Румынское консульство, и теперь, решив использовать время до отъезда, отправился в консульство, чтобы навести соответствующие справки. Это было 29 декабря. После посещения консульства священник отправился на Казанский вокзал – здесь он был арестован, а вместе с ним Параскева. Их заключили в Бутырскую тюрьму с допросами в тот же день.

Из протокола допроса:

– Вы являетесь членом двадцатки церкви Александра Невского? – спросил Параскеву следователь.

– Я являюсь активной церковницей, организовавшей подписи под заявлением, которое мною было передано во ВЦИК, и являюсь членом двадцатки храма Александра Невского в Миассе.

– Следствие располагает данными, что вы, среди окружающих вас лиц, вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи о скорой гибели советской власти и втором пришествии Христа. Вы это подтверждаете?

– Нет, я это отрицаю.

– Уточните, чем вы занимались до ареста?

– До ареста я занималась исключительно охраной церкви – сторожила. Кроме того, я состояла в церковной двадцатке.

Станция пос. Известковый14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Параскеву к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь с обвинениями в антисоветской деятельности (статья 58–10,58–11 УК РСФСР). Она была этапирована в Бамлаг, в Буреинский железнодорожный лагерь на станции Известковая. Во время непосильных трудов Параскева Кочнева была раздавлена и в лагерном лазарете скончалась от ран 8 апреля 1939 года.

БАМЛАГСвятая мученица Параскева Кочнева была канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 г. в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Определение Священного Синода о мученице Параскеве – от 16 июля 2005 г.

Дни памяти: первое воскресение от 7 февраля (переходящее празднование Собора новомучеников и исповедников Российских) и 8 апреля (день мученической кончины).

31 августа 2006 г. епископом Биробиджанским и Кульдурским Иосифом в Известковом на месте лагерной больницы освящен кованый Поклонный крест в память скончавшихся здесь и погребенных рядом на братском лагерном кладбище святых новомучеников Российских, в том числе и св. Параскевы.

Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский ЕфремПо инициативе правнучатого племенника новомученицы Параскевы Михаила Журавлёва, проживающего в Санкт-Петербурге, была написана большая икона этой святой и передана в Биробиджанскую епархию. Иконописец Алексей Черепанов по благословению владыки Ефрема не стал изображать святую в стилизованных римских одеждах наподобие древних мучениц, но изобразил ее в полушубке и платке, повязанном по-русски – со свисающим на груди кончиком. В правой руке у святой крест, как символ мученического подвига, а в левой руке – 7 ключей, как знак её послушания Церкви. 22 ноября состоялась торжественная встреча новописанного образа в кафедральном Благовещенском соборе столицы Еврейского автономного округа. Ряд мероприятий XII образовательных Иннокентьевских чтений были посвящены памяти святой Параскевы.

Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем — автор тропаря, кондака и молитвы святой Парескеве – объявил о решении называть святую по месту её подвига — Параскева Кульдурская. В Биробиджанской епархии впервые был отслужен молебен с вознесением молитвословий к святой новомученице Параскеве Кульдурской.

«Наша епархия находится на границе с Китаем. Вопрос о сохранении государственной границы, ее целостности, неприкосновенности очень актуален для любой приграничной епархии. Мы укрепились еще и тем, что образ святой Параскевы, который предстал перед нами на иконе, напоминает о том, что наша граница охраняется молитвами святых. У нас есть ходатаица мученица Параскева, которая и в этом деле будет помогать нам, и государству в целом. Поэтому принесение данного образа явилось мощным импульсом в почитании новомученицы, которая, являясь уроженкой Дальнего Востока, отошла ко Господу именно здесь и прославила Его мученической смертью» — отмечает епископ Ефрем.

Житие святой находит своё отражение в особом почитании новомученицы Параскевы среди казаков (считается, что она сама была казачкой) и пограничников.

«Святая новомученица Параскева стала образом той женщины, на плечах которой и выстояла наша Церковь, поэтому ее очень любят в Биробиджанской епархии. И мы здесь, в Петербурге, прониклись к ней любовью» — протоиерей Геннадий Беловолов.

Составлено с использованием источников:

Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март // Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Тверь, 2006.

Сайты: ИАС «Русская народная линия» и «Православие в Приамурье».

Фото с сайтов: railwayz.info, debri-dv.ru, pravoslavie79.ru

Тропарь святой мученице Параскеве Кочневой, глас 4

Днесь ликовствуют вси пределы Земли Дальнероссийския, / радостию совершая память / досточудныя Параскевы, / яже Бога всею душею возлюбивши, / во благочестии поживши / и тем Христу угодивши. / Ныне же телом в земли пребывающи, / душею в чертозех светлых / на Небеси Престолу Божию предстоит, / и молит Дивнаго во святых Своих Бога, // о спасении душ наших.

Кондак святой мученице Параскеве Кочневой, глас 8

Светом Христовым просвещенная, / образ любве и мужества в себе показавшая, / и к жизни немятежней чрез страдания пришедшая, / святая мученице Параскево,/ дальния пределы Земли Русския сохрани, / о горнем помышляти нас научи, / и избави нас от искушений и бед всяческих да с любовию зовем ти:// Радуйся, Церкви Христовой защитница, Параскево, славная.

Молитва

О, многострадальная и премудрая мученице Христова Параскево! Ныне почитающе святую память твою, к тебе мы, грешнии и недостойнии, усердно прибегаем и во умилении сердец наших молимся: Ты паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса Христа возлюбила еси и Тому чрез все житие твое ревностно последовала еси, Божественною благодатию душу твою питающи. Испроси и нам у Милосерднаго Бога благодать, просвещающую и укрепляющую нас, да ею осеняеми, в вере и благочестии, в подвизех целомудрия и любви преуспевати будем и Христу чрез ближних наших служити неленостно потщимся. Моли Спаса нашего да сподобит и нас странствие наше земное непреткновенно совершити, в мире и покаянии житие наше скончати, да тако на земли поживше, вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо со всеми святыми вкупе восхвалим Троицу Единосущную и Нераздельную, и воспоем Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.