"Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18,20)
Удленённая
Сайт Биробиджанской епархии Русской Православной Церкви
Главная \ Общецерковные документы \ О канонических аспектах церковного брака

Общецерковные документы

« Назад

О канонических аспектах церковного брака 25.01.2018 21:52

Для брачующихся и не только

Прошедший Архиерейский Собор РПЦ среди прочих тем принял решение о церковном браке в условиях современности и причинах признания его недействительным. Документ, подводящий итоги этих злободневных тем вызвал самую продолжительную дискуссию.

Положение «О канонических аспектах церковного брака» начинается со слов: «Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины (Быт. 2:18-24; Мф. 19:6)». И, скорее, это не столько определение здесь, сколько напоминание о двуединстве брака. Отвечая вызову времени, документ конкретизирует, что однополые и прочие виды сожительства Церковь не признаёт в качестве брака, независимо от признания или непризнания их гражданским законодательством. Церковь тем самым ещё раз подтверждает свой безапелляционный запрет на однополые браки.

«Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с гос. законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (см. ниже)».

Согласно документу, венчание совершается над человеком, не отрицающим истины христианской веры и нравственности и при согласии на то с обеих сторон. Важно приступать к этому Таинству осознанно, ради чего предписывается ввести практику обязательных бесед для желающих вступить в брак.

«Совершение венчания до гос. регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что гос. регистрация брака в желаемые сроки невозможна» - это заявление ставит точку в описанной проблеме.

Церковь не дозволяет венчать следующих лиц:

а) уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными;

б) находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства;

в) находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно; браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея;

г) находящихся между собой в тех видах свойства, на которые указано в Трульских правилах, 54: «отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами»; предусмотренные решениями Святейшего Синода (XVIII-XX вв.) запреты на вступление в брак при иных видах свойства применяются по усмотрению епархиального архиерея;

д) состоящих в духовном родстве: восприемника с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницу с ею воспринятым;восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой.

е) ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие гос. регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;

ж) состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин;

з) монашествующих;

и) не достигших брачного возраста согласно гос. законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством;

к) признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством, хотя в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак;

л) осуществивших так называемую смену пола;

м) удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.

Освящение брака, совершенное по ошибке или злоумышленно может быть признано недействительным.

«Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть преодолены благословением архиерея, или при не достижении одним из венчанных брачного возраста при условии, что ко времени обнаружения данного обстоятельства брачный возраст был уже достигнут или если в таком браке родился ребенок.

В тех случаях, когда супруги, находящиеся в зарегистрированном браке, принимают православие через таинство Крещения или через чин присоединения, их брак может быть венчан.

Брак признаётся недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и при этом была не известна другой стороне, а также если она не обуславливается преклонным возрастом. Обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна».

Православных христиан, состоящих в зарегистрированном браке, не освященном таинством, не допускается лишать Причастия и отождествлять таковой брак с блудом.

Запрещается православным христианам вступать в брак с еретиками и раскольниками, враждебными Церкви.

Возможно совершение браков православных христиан со старообрядцами, католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Не освящаются венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами.

«В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей».

Брачный союз прекращается смертью одного из супругов.

Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них.

В настоящее время Русская Православная Церковь считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы:

а) отпадение одного из супругов от Православия;

б) прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки;

в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;

г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;

е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;

ж) безвестное отсутствие одного из супругов, (не менее трех лет) при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;

з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);

и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;

к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;

л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

Наличие решения светских органов власти о расторжении брака не является препятствием для вынесения церковной властью самостоятельного суждения и собственного решения по долгу пастырского попечения, в соответствии с церковными канонами, а также нормами, содержащимися в настоящем документе.

Принятие такого документа подчёркивает особую заботу Православной Церкви о сохранении нравственности в семье и обществе вцелом.

 


Контакты
Адрес:
Россия, 679000, Еврейская автономная область, Биробиджан, улица Ленина, 34
Телефон: