Официальный сайт Биробиджанской епархии Русской Православной Церкви

По благословению архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20)

В Неделю 14-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе Биробиджана в сослужении клириков собора.

По окончании Литургии было совершено славление праздника Рождества Пресвятой Богородицы перед  иконой в центре храма, после чего владыка Ефрем обратился к прихожанам с архипастырским словом.

«В сегодняшний воскресный день Церковь также продолжает попразднство Рождества Пресвятой Богородицы и чтит Ее праведных родителей Иоакима и Анну, которые, как мы с вами знаем, терпели поношение из-за того, что они долгое время были бездетными. Они долгое время молились о даровании ребенка, но казалось так, что их молитвы игнорируются, и нет никакого ответа. Из года в год усиливалось поношение от других людей, поскольку тогда считалось, что неплодство супругов – это следствие их греховности, наказание от Бога. Но у Господа очень часто бывает прикровенно что-то великое и очень значимое, и не всегда открывается сразу. И так было в жизни праведных Иоакима и Анны. Оказалось в последствии, что Господь Бог избрал их для того, чтобы они родили Ту, Которая в итоге станет Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов и даст плоть и кровь Божественному Слову, Господу нашему Иисусу Христу, Который придет в мир для того, чтобы спасти каждого человека, верующего в Него.

В жизни святых Богоотец Иоакима и Анны явилась милость Божия в очень яркой форме, которая вошла в историю. Они стали родителями Пресвятой Девы Марии. Она родилась обычным для людей образом и была человеком, и по этой причине, когда совершается последование Богородичного праздника, читается евангельский отрывок о Марфе и Марии, который мы все хорошо знаем. Он повествует о том, когда Христу послужили две сестры. Одна, по имени Мария – тем, что слушала Его Божественное слово, а другая, Марфа – тем, что пеклась об угождении Высокому Гостю, заботилась о том многом, что всегда сопровождается добрым гостеприимством. Марфа воскликнула, обратившись ко Господу Иисусу Христу: «Неужели тебе нет никакого дела, что сестра моя оставила меня одну служить Тебе. Скажи ей, чтобы она мне помогла». И Христос ответил: «Ты, Марфа, печешься о многом, а Мария избрала благую честь, которая от нее не отнимется». По толкованию святых отцов, в богослужебный устав внесено именно это чтение, которое не имеет непосредственного отношения ко Пресвятой Богородице. И через это святые отцы указывают на то, что Богоматерь была человеком. Это важное для нас указание, что Христос принял плоть именно от человека. Совершая земное поприще, конечно же в возможной для человека степени, Дева Мария удостоилась не только того, что Она вместила словеса Божественного Сына, но и дала плоть Богу Слову. То есть в той степени, какая только возможна для людей, Она послужила Богу.

Когда мы чествуем на второй день праздника святых Богоотцов Иоакима и Анну, мы должны вспомнить, что жизнь этих людей ничем не выделялась среди прочих людей. Это были обычные люди, супруги, которые подвергались каким-то оговорам за их спинами, насмешкам, ввиду того, что были бесплодными. Но с достоинством несли свой житейский крест, молились, и их молитва была не посрамлена. Конечно, можно каждому из нас задуматься о себе. Если Господь Бог приоткрывает нам Свои Божественные тайны, дает возможность узнать что то новое, когда мы читаем Писание, когда слушаем проповедь, молимся, мы уподобляемся Марии, которая слушала Божественные словеса. Но при этом Христос не осудил и Марфу, которая заботилась и пеклась о многом. А это указание на то, что мы, возвышаясь духовно, желая духовно совершенствоваться, не должны забывать и о житейском, земном, что для нас существенно… Каждый из нас, как человек, должен помнить о необходимости безупречного прохождения житейского поприща… Это Богом не осуждается. Не перечеркивается ничего, что нужно человеку для устроения полноценной земной жизни. Но при этом необходимо помнить и о благой участи, одухотворять свою жизнь молитвой, чтением Слова Божия, участием в богослужениях, в целом в духовной жизни. Все те сложности и трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, даются для чего то, а если сказать в общем, они даются для совершенствования человека. И пример тому жизнь святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны, когда молитва была казалось бы совсем бесполезной, люди несколько десятков лет просили себе чадо, а выглядело это так, что не только Бог их не слышит, но как будто они имеют какое-то проклятье от Бога. В конце концов, когда можно было бы забыть о ребенке и подготовиться к смерти, они не оставили житейского и послужили в итоге духовному, небесному, божественному. И пусть святые Богоотцы Иоаким и Анна помогут каждому из нас никогда не оскудевать в молитве, никогда не расстраиваться, если что-то не получается в житейском измерении, никогда не отступать от необходимости безупречно созидать свое житейское и помнить о благой участи, о том, что Господь всегда любой труд человека увенчает благословенным успехом. Может быть это будет не так, как мы хотим и просим, но по воле Божией к нашей пользе и радости. Пусть Рождество Божией Матери, первый праздник в числе великих двунадесятых праздников, будет нам на предстоящий богослужебный год ориентиром в том, что нужно, хотя и заботиться о многом, помнить также и о благой нашей участи».