ЕАО, Биробиджан, 27 марта. Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем возглавил Божественную литургию свт. Василия Великого в третью Неделю Великого поста — Крестопоклонную. Владыке сослужили клирики собора. Накануне, на Всенощном бдении, для поклонения верующим, на середину собора из алтаря был изнесён Крест.
Крестопоклонная Неделя знаменует вторую половину поста. Начиная со среды, на литургии Преждеосвященных Даров присовокупляются особые молитвы, знаменующие приближающийся праздник Пасхи. По этой причине святые отцы — составители церковного устава положили выносить Крест для укрепления молящихся, напоминании о цели пришествия Христа Спасителя в мир и цели молитвенных великопостных подвигов на пути к встрече Светлого Христова Воскресенья.
Взирая на Крест Христов мы всякий раз приводим себе на память великую любовь Бога, которая и возвела Сына Божия на Крест. Наш Спаситель распростёр Свои руки на Кресте, призывая всех в Свои объятья. Так воспевает Христа в своих песнопениях святая Церковь в Крестопоклонную неделю и Страстную седмицу.
Один из святых отцов, воспевая Крест Христов заметил, что многие люди желают царствовать со Христом и пиршествовать с Ним, но не каждый готов понести не только Его Крест, но и свой личный…
По окончании Божественной литургии Архипастырь обратился к прихожанам с пастырским словом: «Мне хотелось бы в этот глубокий, духовно наполненный, укрепляющий каждого из нас день пожелать всем нам молитвенно, чтобы мы царствовали со Христом, и пиршествовали с Ним, и радовались. Не забывая одновременно о том, что сораспинаясь, сострадая ближнему мы, прежде всего, делаем это по отношению ко Христу. Поскольку, как говорит святой апостол Иоанн Богослов, если ты не любишь ближнего твоего, которого видишь, то как ты можешь любить Бога, которого не видишь. Господь же в Евангелии сказал, что если кто напоит человека водой, как ученика Христова, то сделает это Самому Богу и Спасителю нашему.
В нашей работе, службе, в обычных повседневных делах у нас всегда есть возможность проверить себя в сострадании, сораспятии, соболезновании, сорадовании по отношению к тем людям, которые нас окружают. А Господь, взирая на то, как мы по отношению к окружающим нас людям себя ведём, несомненно будет это принимать как дело, по отношению к Нему. И независимо от того, как устроены мы внутри, всё ли у нас получается делать по вере и благочестию, Господь смиренно, тихо, кротко взирает на нас со Креста, призывая в Свои Отеческие объятья, о чём напоминают Его руки, распростёртые на Кресте» — сказал владыка.
Воскресным вечером в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы Архиепископ Ефрем совершил чин Пассии. Это особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом. Во время совершения Пассии читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.
Пассия – самая поздняя по времени возникновения православная служба, составленная в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.). Её смыслом является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и Крестной смерти. По традиции, во время чинопоследования молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
По окончании службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Крестом Христовым, который был установлен на середине храма накануне воскресной Божественной литургии.
Пассия — одно из редких, но очень полюбившихся богослужений. Прихожане стекаются к этой соборной молитве ради сопереживания Христу, отречения, хотя бы немного, от мирской суеты, ради высокого богомыслия…