ЕАО, БИРОБИДЖАН, 17.10.2019 г. Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем принял участие в открытии первого Дальневосточного межрелигиозного форума «Территория согласия» и пленарной дискуссии посвящённой ему. Участники этого события высказали свои точки зрения на тему межконфессионального диалога и роли религии в обществе.
Открытие форума состоялось в городском дворце культуры. На нём выступили представители государственной власти и традиционных религий России – православия, ислама, иудаизма, буддизма. Представители власти говорили о важности межконфессионального диалога и работы с конфессиями для укрепления гражданского единства и идентичности. Религиозные деятели обращали внимание на близость моральных установок мировых религий, важность сотрудничества и его практику.
В своей речи архиепископ Ефрем Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский высказал мысль о том, что в России есть самобытная модель мирного сосуществования представителей разных конфессий и этносов. По его замечанию, российская практика межрелигиозных отношений предполагает концентрацию внимания на практических вопросах. При этом принципиальным являются уважение к целостности вероучения и образа жизни последователей других религий, уважение к частной жизни и стремление не вторгаться во внутреннюю жизнь религиозных организаций. При этом обратил внимание на то, что различие в религиозных убеждениях не могут мешать верующим людям быть в добрых отношениях. Основа для этого – уважение к чужому стремлению жить в соответствии со своей традицией.
Пленарную дискуссию модерировал профессор кафедры истории древнего мира и средних веков Тюменского государственного университета Александр Ярков. Он начал разговор о причинах агрессивных действий в адрес религиозных сообществ. Продолжая его, архиепископ отметил, что выпады в адрес верующих людей как правило, исходят от людей неверующих. От тех, кто придерживается секулярных взглядов, либо осознанно противодействует системе нравственных ценностей религиозных людей.
— Я тоже атеист, — возразил Александр Павлович.
— Да, но это не обозначает того, что вы обязательно будете совершать агрессивные деяния в отношении верующих людей. Я говорю, что если подобное совершается, то это действия людей неверующих, деструктивно настроенных, — уточнил владыка Ефрем.
В своей речи архиепископ вспомнил путь становления, который прошли религиозные конфессии в современном обществе. Назвал вызовы и задачи, с которыми они столкнулись, основные направления работы на данный момент. Важным фактором в девяностые годы было то, что деструктивные силы пытались использовать религиозный плюрализм, для того, чтобы столкнуть сторонников разных конфессий. Требовалась мудрость, чтобы не допустить этого. Рост национального самосознания нередко сопровождался проявлениями национализма и ксенофобией. Часто это происходило от недостатка знаний о религии, люди не могли отличать настоящую религиозную традицию от радикальных идей. Несмотря на давление, в 1997 году был принят закон о свободе совести и религиозных объединениях. Он создаёт юридическую базу для работы религиозных конфессий. Теперь верующие люди имеют возможность участвовать в общественной жизни. Консолидированное позиция религиозных конфессий по волнующих общество вопросам имеет особый вес, силу и влияние. При этом, опыт гонений во времена атеистического режима способствует благожелательному диалогу с людьми других взглядов и убеждений. Учит ценить возможность жить и развиваться в соответствии со своей религиозно-культурной традицией.
В 2010 году Межконфессиональный совет России сделал заявление в котором отметил, что наша страна является общим домом, для представителей различных этносов и культур. Поэтому мы призваны уважать национальные чувства любого народа, ценить и уважать многовековую традицию добрососедства и соработничества во имя процветания отечества. Главные задачи, которая лежит на верующих людях – укрепление межнационального и межрелигиозного мира, а также противостояние преступным выпадам, прикрывающимся религиозными лозунгами. Какую бы религиозную риторику не использовали деструктивно-настроенные люди, их идеология является ложью, человеконенавистничеством, тяжким грехом и кощунством. Об этом заявляют представители всех религий, входящих в совет.
Ещё одна общая задача современности – более широкое включение религиозного образования (речь идёт о предметах, знакомящих молодых людей с религией) в школьную и вузовскую программу. Если дети будут знать о религиозных традициях России, и о положительных примерах их взаимодействия, эффективность действий деструктивно-настроенных людей будет сводиться к нулю. Не получится злоупотребить религиозными чувствами человека, когда он имеет правильное представление о своей религии, укоренён в своей традиции, и знаком с тем, о чём говорят представители других конфессий. Религиозные лидеры в России стояли у истоков включения в школьную программу предмета, посвящённого основам религиозных культур.
Как отметил владыка Ефрем, наше общество сохраняет традиционный уклад жизни, в нём присутствуют традиционные начала нравственности и духовных идеалов. Негативная «модернизация» здесь не всегда удаётся. Однако, когда предлагаются чуждые идеологии, пропагандирующие образцы других обществ, секулярных, когда предлагаются противоречащие нашим религиозным убеждениям идеалы наживы, разврата, вседозволенности, для многих молодых люде й это выглядит привлекательно. При этом каждому верующему человеку очевидно, что грех и порок разрушает как отдельную личность, так и общество в целом. Общество, лишённое религиозной перспективы, представления об абсолютных нравственных нормах неизбежно деградирует, от этого не спасают не наука не технологическое развитие. Сейчас на молодое поколение обрушивается поток информации, которая подрывает у молодых людей веру, разрушает нравственные основы человека. Известны невероятные случаи, когда детей через социальные сети подталкивают к самоубийствам. Пропаганда разврата обрушаясь на неокрепшие умы детей, их неокрепшее нравственное чувство, делает их несчастными неспособными ни любить, ни создавать семьи. Не имея внутренних ограничений и дисциплины, внутренней системы координат, молодые люди часто поддаются соблазнам и идут по ложному пути. Особенно опасным оказывается то, что размываются сами понятия добра и зла. В этих условиях голос традиционных религий вносит свою роль в укрепление нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития. Поэтому важно говорить в образовательном пространстве о том, что даёт вера молодому, начинающему жить человеку. Как может раскрыть ориентир на традиционные ценности, высокие духовно-нравственные идеалы, потенциал, который в жизни каждого человека присутствует и закладывается ещё в материнской утробе.
В этом деле есть и препятствия и возможности. Как отметил архиепископ Ефрем, государство во многом поддерживает трансляцию и сохранение религиозных ценностей, но есть то, что противоречит им. Каждая из традиционных религий России говорит об исключительности жизней человека.
— Сейчас вы говорите о запрете абортов? – уточнил Александр Ярков.
— Речь идёт об их выведении из системы обязательного медицинского страхования, в том случае, когда есть не медицинские показания. Это не одно и тоже, — отметил архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем. — При этом противники, которые выступают против утверждения ценности жизни человека с материнской утробы на законодательном уровне, говорят об этом так, как будто речь идёт о полном запрете. Это не соответствует действительности и тем посланиям, которые озвучиваются, прежде всего, со стороны Русской Православной Церкви.
Кроме того, по словам владыки, попытки расширить возрастной охват предмета «Основы религиозной культуры или светской этики» также находятся в области дискуссий. Принципиальных решений по этому вопросу не принимается. Хотя это может уберечь молодых людей от деструктивных влияний, когда под видом утверждения правды и возвращения к истокам пропагандируются деструктивные идеи. Они не дают людям раскрыть свой потенциал, полноценно, счастливо, по-человечески прожить свою жизнь, о чём говорит каждая традиционная религия.
— Спорный тезис о религиозном образовании в школе. Знать религию это одно, но религиозное образование в школе противоречит конституции и законам. Сейчас мы говорим о том, что, возможно, по желанию родителей с учётом мнения детей вводить его не только в младших классах, — отметил профессор Ярков. — Приходится при этом сталкиваться с тем, что не все наши педагоги готовы к ведению этого курса. Мешает недостаточное знание о религиях. Помню ситуацию, я тогда был заместителем председателя русской общины в Киргизии. Нам пожаловались, что в школу пришёл мула и начал говорить на уроках толерантности о своей религии. После этого нескольких русских мальчиков избили. Какую мораль он проповедовал? Не добрососедскую мораль, заложенную в исламе, ведь в Коране девяносто раз сказано слово «терпение». Что нужно, чтобы не прошла такая школа ненависти, а школа ума, добрососедства, любви?
— Для этого нужно учить учителей. Они, прежде всего, являются источником знаний, которые получают учащиеся и на которые опираются. Если не учить этому в школе, то этому будут учить социальные сети, деструктивные сайты, другие источники информации, которые вдохновляют детей на то, что разрушает их самих, других людей вокруг. Важно это проговорить: речь идёт не об обучении религии, этим должны заниматься религиозные организации. Однако, нельзя исключать из системы школьного образования те духовно-нравственные начала жизни, которые человек несёт в себе, о потенциале которых человек может не подозревать. Потенциале, который может быть направлен совсем не в направлении, соответствующем представлению религии о ценности жизни человека и государства о своей безопасности, — завершил свою речь архиепископ Ефрем.