По благословению епископа Биробиджанского и Кульдурского Луки

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20)

28 августа Русская Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

27 и 28 августа в храмах Биробиджанской епархии были совершены праздничные богослужения в честь Божией Матери.

27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем  совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе Биробиджана.

Архипастырю сослужили клирики собора.

На полиелее из алтаря была вынесена плащаница с изображением Успения Божией Матери, после которого владыка совершил помазание верующих елеем.

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, архиепископ Ефрем совершил Божественную литургию в кафедральном соборе.

По окончании Литургии было совершено славление праздника Успения у плащаницы Божией Матери, после которого владыка поздравил верующих с праздником и обратился к прихожанам с архипастырским словом:

«…В нынешний праздничный день, как ни в какой другой, показывается величие человека после его смерти и то предназначение каждого из нас, ради достижения которого мы живем и совершаем многочисленные труды и подвиги во время своей земной жизни.

Когда Пресвятая Дева Мария вместе с апостолами сопровождала Христа, Она, конечно же, принималась ими, прежде всего, как Матерь Иисуса. Несомненно, Она была очень доброй и благочестивой, тихой и кроткой женщиной, что тоже привлекало внимание к Ней. До того момента, как Христос вышел на Свое земное служение, Евангелие нам ничего не говорит о Богородице, за исключением одного эпизода из детства Христа. И это дает основание предположить, что ничем особенным земная жизнь Богоматери не отличалась. Это была Женщина, исполняющая Свои обязанности и, может быть, отличавшаяся среди других добротой, кротостью, внутренней красотой. Но во всей полноте сила Ее величия явились, конечно же, после Ее смерти. Именно по этой причине, праздник Успения Пресвятой Богородицы является великим двунадесятым праздником и этому событию посвящено множество соборов и храмов по всей Руси.

Величие и слава Богоматери явились во всей полноте после Ее смерти, и каждый христианин, обращающийся к Богородице, обращается к Той, душа Которой была принята Самим Христом Спасителем и тело Ее, от которого Бог Слово взял плоть и кровь, было также взято на Небо…

Поскольку Богоматерь была рождена обычным для людей образом, воспитывалась, возрастала, затем совершала Свое служение воплощению Бога Слова и Его земному служению, Она была причастна, как человек, конечно же, к смерти. Каждый раз, когда священнослужители готовятся к празднику Успения, возникает необходимость обратиться к святоотеческим проповедям, душеполезным назиданиям, богослужебным текстам для того, чтобы почерпнуть что-то из учения Церкви о Богоматери. И в одном тексте в честь Успения Божией Матери есть, наверно мало кому известное слово, которое очень неожиданно употребляется в отношении Пресвятой Богородицы. Она называется смертоносной. И этот текст может не всегда озвучиваться за всенощным бдением праздника Успения, в силу определенных сокращений текстов. Это слово поражает своей неожиданностью по отношению к Богородице и одновременно той глубиной, которую святые отцы, составители службы, вложили в него. Обычно мы употребляем слово смертоносный по отношению к какому-то веществу или небезопасному продукту, которые могут разрушить человека или привести к гибели.  И сложно представить, что по отношению к Богоматери это слово употреблялось, тем более на страницах богослужебных книг. Но его истинный смысл, который был вложен автором данного текста, означает то, что Она была причастна к смерти, т.е. Ее тело носило в себе смерть, как и тело каждого из нас, поскольку мы являемся людьми причастными к тлению. И как бы человек не заботился о своем здоровье, он все равно является смертоносным. Рано или поздно каждый из нас умирает, и начиная уже с формирования нашего в материнской утробе мы причастны к смерти. И в этом  смысле Богоматерь, для того чтобы подчеркнуть ее естественное, а не сверхестественное происхождение от человека, именуется, как и прочий человек, смертоносной.  Но далее в словосочетании с этим словом употребляется слово «мироухающая», т.е. Она будучи смертоносной, ныне, в день успения мироухает, т.е. источает благовонное миро. И понятно, что причастные к тлению смерти не могут благоухать и источать миро.

Ее смерть, как и прочего человека, поскольку Она была смертоносной, оказалась исключительной, поэтому в отношении окончания Ее земного пути употребляется слово «успение». И Она сегодня мироухает, Она сегодня подает нам благодать через Свои материнские молитвы и ходатайство ко Христу, Она облагаухает каждого из нас и душа каждого из нас, не смотря на то, что мы являемся смертоносными, сегодня напитается благовонным духовным миром. И мы пойдем их храма окрыленные, возрадованные и облагодатствованные. Все это потому, что один из человеков – Матерь Божия показала, что может быть с человеком, который является причастным к смерти на исходе жизни, если он стремится к вечности –  любой человек приобщается к благоуханному миру и может сподобиться жизни вечной в Царстве Отца Небесного. И пусть на этом пути восхождения от земного к вечному нам помогает Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим, Матерь всех человеков – Пресвятая Богородица, всечестное Успение Которой мы сегодня прославляем».

В завершение праздничного богослужения по случаю окончания летних школьных каникул и начала учебного года владыка Ефрем вручил благодарственные письма пономарям Благовещенского кафедрального собора Матфею и Степану Борискиным за усердные труды и помощь за богослужениями.

Вечером 29 августа архиепископ Ефрем совершит всенощное бдение с чином погребения Божией Матери в Благовещенском кафедральном соборе. Начало богослужения в 17:00 часов.